"Шопениана" Ф.Шопен, "Половецкие пляски" А. Бородин, " Жар-Птица" И.Стравинский

«Половецкие пляски», хореографический отрывок из оперы А. Бородина «Князь Игорь», в редакции М.Фокина обрел статус самостоятельного сценического балетного произведения.

Премьера состоялась в мае 1909 г. в рамках «Русского сезона», Париж. «Половецкие пляски» произвели фурор, оставив впечатление подлинных плясок потомков скифов.
Второй акт оперы, как известно, происходит в половецком стане. Здесь в плену томится князь Игорь, его сын Владимир и другие русские воины.
Сцена «Половецких плясок» начинаются с танцев и песен девушек (хор «Улетай на крыльях ветра»). Хореографическое действие поставлено на удивительные по красоте и мелодичности арии половецкой девушки и Кончаковны (дочь хана Кончака). Затем начинается общая пляска половцев. Действие завершается общей кульминационной пляской.
Премьера оперы А. Бородина «Князь Игорь» в Ташкенте состоялась 1972 г., дирижер А. Абдукаюмов, автор хореографии «Половецких плясок» Г.Измайлова.
В 1998 г. состоялась новая постановка 3 акта оперы А. Бородина «Князь Игорь» и «Половецкого стана» по хореографической композиции М. Беркута.




Балет «Шопениана» («Сильфиды») поставлен выдающимся русским балетмейстером Михаилом Фокиным в 1908 году и представляет собой изящную танцевальную сюиту на музыку из фортепианных произведений великого польского композитора Фридерика Шопена. (Инструментовка А. Глазунова и М. Келлера)

Балет «Шопениана» - одно из наиболее выдающихся произведений хореографа. Это – танцевальная поэма, лишенная фабулы, стилизованная в духе лирико-романтических хореографических спектаклей, названная балетмейстером «романтической грезой». Прекрасная хореографическая фантазия о красоте, гармонии и счастье, оживший мир мимолетных видений и чарующих грез, рождающихся в мечтах героя — юноши-поэта, который, по выражению Фокина, «стремится к чему-то иному, лучшему, живущему в своем воображении», заменили четкую сюжетную схему и привычную последовательность сценического действия классического балета.

В ГАБТ им А.Навои «Шопениана» впервые была поставлена балетмейстером-постановщиком В.И.Каминской в классической редакции Мариинского (Кировского) театра и стала одним из популярнейших спектаклей в репертуарной афише и гастрольных турах 60-70-х годов прошлого столетия.

"Жар-Птица"

Роскошный сад, обнесенный высокой каменной стеной. Над ним на высокой горе замок Кащея Бессмертного. Мрак ночи внезапно освешается. Это Жар-птица залетела в кащеев сад поклевать золотых яблочек. Пролетела и исчезла. На стене появляется Иван-царевич. В погоне за волшебной птицей он перелезает через стену и оглядывается, не понимая, куда он попал. В глубине сада Иван видит ряд окаменевших рыцарей. Они ранее приходили в этот сад, пытаясь вернуть себе своих невест, похищенных злым Кащеем. Всех их он превратил в каменные глыбы, которые уже мхом поросли. Ивану сейчас не до них, он хочет поймать Жар-птицу.

Снова вспышка ослепительного света, и новый полет пти­цы. Иван прячется. Жар-птица сверкает и искрится. Когда она приблизилась к дереву с золотыми яблоками, царевич ловит ее. Птица пытается вырваться, бьется, трепещет, но силы ее постепенно слабеют. Жар-птица опускается на зем­лю и жалобно молит о пощаде. Ивану становится ее жалко, и он выпускает Жар птицу на волю. В благодарность она да­рит царевичу свое огненное перо. «Оно тебе пригодится», - обещает Жар-птица и улетает.

Иван-царевич уже хочет уйти из сада, как сверху из зам­ка спускаются 13 пленных царевен, среди них несравненная Ненаглядная Краса. В длинных белых сорочках босиком они ночью пришли порезвиться и поиграть золотыми яблочками. Не видя Ивана, девушки яблоками перебрасываются, смехом заливаются. Но вот яблоко Красы Ненаглядной залетело к стене, где таился Иван. Он яблоко подобрал и с поклоном вернул девушкам. Те сначала пугаются незнакомца, но, уви­дев его красоту и учтивость, принимаю в свои хороводы. Наступает утро. Девушки убегают в замок, Иван пытается догнать их, но его останавливает Ненаглядная Краса. «Ты по­гибнешь, если откроешь золотые ворога, ведущие наверх в за­мок». Предупредила и удалилась, закрыв те волшебные ворота.

Не раздумывая долго, Иван саблей разрубает ворота, и страшный перезвон оглашает сад. Кащеево царство про­снулось. Разные страшилища кидаются на доброго молод­ца, но он без труда скидывает их с плеч. Появляется и сам Кащей — высоченный, похожий на скелет старик. Зовет Ивана на допрос. Тот подошел поближе, хотел даже шапку снять, чтобы поприветствовать хозяина, но как увидел мерз­кую рожу колдуна, так с досады только и плюнул в его сторо­ну. Окружающая мразь зарычала от возмущения и крепко на­валилась на царевича. Напрасно пленницы молят Кащея простить Ивана, тот гневается не на шутку и произносит заклинание. Слуги разбежались,- Иван сейчас в камень превратится. Собрав последние силы, царевич вытаскивает перо из-за пазухи. Только махнул, а Жар-типа уже приле­тела на помощь.

Яркий свет ослепляет окружающих, они вынуждены пус­титься в поганый пляс. Вихрь танца подхватил и закружил разных кикимор, билибошек и прочую нечисть. Сам Кащей тоже не может устоять на ногах. Повалились на пол и все слуги. Жар-птица плавно над ними колышется, колыбель­ной усыпила все царство Кащеево. Хочет Иван унести по­любившуюся ему Ненаглядную Красу, но Жар-птица ведет его к дуплу в дереве. В том дупле — ларец, в ларце - яйцо, в яйце - смерть Кащея. Очнулось царство, сам Кащей бежит к ларцу, да поздно. Вынул Иван яйцо, жмет его - Кащея бросает из стороны в сторону. Кинул Иван яйцо о землю, и рас­сыпался Кащей, сгинуло и все его царство

Замок превращается в христианский храм. Витязи оживают, каждый находит свою утерянную невесту. Иван царевич объявляет Ненаглядную Красу своей женой и его величают на царство.



Постановочная труппа театра вернули в этот спектакль изысканный стиль, искренность и обаяние романтического балета, который стал достоянием балетного искусства.