«Томирис», У.Мусаев

Балет в 2-х действиях

Либретто П.Узакова по повести Я.Ильясова «Пятнистая смерть»
Хореография Народного артиста Узбекистана Ибрагима Юсупова
Музыкальный руководитель и дирижёр – Заслуженный деятель искусств Узбекистана, профессор Фазлиддин ЯКУБЖАНОВ
Дирижёр - Садик ГАИБОВ
Балетмейстер - Заслуженный артист Узбекистана, Народный артист Каракалпакстана Замир НУРЫМБЕТОВ
Художник постановщик - Заслуженный работник культуры Узбекистана Зубайдулло БАТЫРОВ
Художник по костюмам – Лобар ПАЛВАНОВА

Продолжительность спектакля 2 часа 20 минут

Первая постановка на сцене ГАБТ им. А.Навои состоялась в 1984 году.
Последняя постановка в ГАБТ им. А.Навои состоялась 24 февраля 2016 года.


Действие первое

Первая картина

Племя хоронит своего вождя. На престол претендует зажиточный сак Фрада и жена вождя Томирис. При поддержке своих сторонников Фрада вступает в спор с Томирис, которую народ желает видеть царицей. В жесткой схватке Томирис побеждает Фраду. Сакский народ провозглашает её своей повелительницей.

Вторая картина

Царь Персии Кир отдыхает в своей летней резиденции. Фрада, предавший свой народ сообщает царю, что одна из его сатрапий объявила независимость. Властитель мира взбешен. Он готов тут же идти походом на восставшее племя. Но Фрада рассказывает ему о красоте царицы саков, и «царь царей», еще не видя Томирис, опьянен ею. Жрецы предлагают разрешить спор мирным путем. Кир отправляет сакской царице большое посольство во главе с Фрадой. Оно должно передать ей богатые дары и корону в знак предложения Томирис стать женой персидского царя.

Третья картина

Появляется Спаргапа. Его окружают юноши и девушки, среди которых и возлюбленная Спаргапы – Райяда. В веселом танце Райяда хочет увлечь Спаргапу, но Томирис останавливает их. Спаргапа знакомит Томирис с Райядой. Царица благословляет сына и его невесту. Свадьба Спаргапы и Райяды в разгаре. Томирис счастлива. Неожиданно веселье прерывается появлением персидских послов, среди них и предатель Фрада. Он передает царице предложение разделить ложе с «царем царей» и преподносит его подарок – золотую корону. Томирис мучают противоречивые чувства: ее прельщает желание быть женой «царя царей», но она также понимает, что принять корону – значит предать свой народ, который попадет в жестокую зависимость Кира, отказаться – вступить в войну. Томирис решается на последнее во имя свободы своего народа.

Действие второе

Четвертая картина

Кир ждет ответа Томирис. Возвращаются послы, Фрада отдает Киру отвергнутую саксткой царицей корону. Разгневанный Кир жестоко наказывает Фраду и принимает незамедлительное решение – идти войной на сакское племя и силой покорить его гордую царицу Томирис. Воины торжественно вручают Киру меч – символ войны.

Пятая картина

Райяда и Спаргапа одни. Увлекшись, они наталкиваются на передовые отряды персидских войск и попадают в плен. Персидский царь ликует: теперь сама судьба дарит сакскую царицу ему в руки. Кир вручает Райяде сорванный с груди Спаргапы амулет – подарок его матери, который девушка должна передать Томирис. Врываются сакские амазонки, начинается кровопролитная битва. Бой прерывается появлением Томирис. Кир бросает к ее ногам пленного Спаргапу. Томирис в отчаянии, она может спасти сына только ценой своей покорности Киру. Но Спаргапа решает свою судьбу сам - он выхватывает кинжал и кончает жизнь самоубийством. Безутешно горе матери. Но чувство ненависти к убийце всколыхнули в Томирис огромные силы. Она смело вступает в бой с Киром, и «царь царей», побежденный в жестокой схватке, - падает у ног Томирис.

Шестая картина (эпилог)

Утро нового дня. В лучах восходящего солнца стоит Томирис. Перед нею на коленях побежденные персидские воины. Томирис ломает над их головами меч – символ войны. Сакский народ славит наступление нового мирного дня!